ГРЕГОР ВОГЛАР, ВСТУПЛЕНИЕ
В середине 1680-х годов русские цари Петр I и Иван V (его старший брат) обратились к императору Священной Римской империи Леопольду I с просьбой прислать им искусных докторов. Далеко не все европейцы хотели ехать в «дикую страну, где по улицам бродят медведи», поэтому цари посулили врачам не только высокое жалованье, но возможность «вернуться домой, когда захотят». Петр был уверен, что к ним могут поехать только неудачники, не сумевшие реализовать себя в Европе. Однако на сей раз царь ошибся…
ГРЕГОР ВОГЛАР (GREGOR VOGLAR)
В старой деревушке Накло, расположенной недалеко от города Крань, 12 марта 1651 года в семье зажиточного словенского фермера Мартина Воглара и его жены Аленки, родился мальчик (второй из шести), которого назвали Грегор.
Фамилия Воглар (Voglar) или на немецкий манер Оглар (Oglar) по-словенски означала углежог, то есть человек, занимающийся производством древесного угля (oglje). Но так как в то время международным языком считался латинский, то семья часто использовала свою фамилию на латинский манер — Карбонариус (Carbonarius).
По-латински «carbo» — уголь.
Свою учебу Грегор Воглар (латинской фамилией Карбонариус он начал пользоваться уже в студенческие годы) начал в школе города Крань, а затем шесть лет в иезуитской гимназии в Целовце (нынешний австрийский Клагенфурт). Окончив гимназию в 1672 году, юноша поступил в университет Градца (нынешний австрийский Грац) и уже через два года получил степень доктора философии.
ДОКТОР КАРБОНАРИУС
Философское образование открывало прямой путь к карьере священника, как того хотел отец Грегора, но вместо этого юноша отправился в Италию обучаться медицине и в 1680 году получил в Риме степень доктора медицины. Несколько лет молодой врач проработал в Радгоне, где успешно боролся с чумой. Воглар ввел в городе строгую изоляцию и карантин, что в итоге привело к затуханию эпидемии.
За заслуги в борьбе с чумой Грегору Карбонариусу в 1685 году было присвоено звание протомедика (главврача).
ВРАЧ ДЛЯ РУССКИХ ЦАРЕЙ
Как уже говорилось ранее, в середине 80-х годов XVII века императору Леопольду I пришло послание от русских царей, с просьбой прислать им искусных докторов. В послании упоминалось также о желательном владении этих докторов московским, старославянским или польским языками. На это предложение откликнулось всего двое — венецианец Джакомо Пилярини и словенец Грегор Воглар, который таким способом хотел улучшить свое материальное положение.
Переговоры длились более двух лет, но возможно именно благодаря знанию словенского языка, который был близок к старорусскому, выбор пал на Грегора Воглара. В письме к фактическому главе русского правительства В. В. Голицыну доктора характеризовали так:
Во всех отосланных в Москву бумагах, Грегор Воглар упоминается уже, как Григорий Карбонарий.
«РУССКИЙ ВРАЧ» ГРИГОРИЙ МАРТЫНОВИЧ КАРБОНАРИЙ
В начале 1689 года в Посольский приказ России сообщили о прибытии нового доктора. Уже в скором времени Григорий Карбонарий был представлен ко двору, где держал речь перед русскими царями. В частности он сказал:
su_quote]…буду служить как врач, служитель Бога и природы, и что возможно по природе самым прилежным образом и верно сделаю, а невозможного никто совершить не может… иногда болезнь сильнее, чем ученая премудрость.[/su_quote]
Так в жизни словенского врача начался новый этап. К своему «обрусевшему» имени Григорий, Воглар получил отчество Мартынович (отца-то звали Мартин) и сокращенную латинскую фамилию — Карбонарий.
Словенский врач старался верой и правдой служить русскому двору, не щадя живота своего. В 1694 году он сопровождал царя Петра I во время его похода на Азов, а 1696 году присутствовал в Москве при расправе над мятежными стрельцами.
В 1700 году во время неудачного штурма Нарвы, Карбонария захватили в плен, но даже находясь в неволе, он в силу своих возможностей старался помочь новому отечеству: доктор регулярно отсылал в Москву депеши с информацией о составе шведской армии и о передвижении ее частей вдоль русской границы.
В 1704 году при содействии императора Леопольда I Григорий Карбонарий был освобожден из шведского плена и по возвращению в Москву получил за свои заслуги звание тайного советника. Все больше и больше проникался Карбонарий русским духом. В 1709 году он принимает участие в битве под Полтавой, а в 1711 году сопровождает Петра I в Прутском походе.
Можно еще долго рассказывать о жизни словенского врача в России: 26 лет — срок не малый. За это время Григорий Мартынович Карбонарий стал не только личным врачом Петра I, но и его личным советником. К сожалению, ничто не вечно: в 1714 году Григорий Мартынович Карбонарий, 63-летний врач Московского Аптекарского приказа, написал прошение об отставке и разрешении вернуться на родину.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ВОГЛАРА ДОМОЙ
В проезжей грамоте, выданной пожилому доктору для обеспечения ему беспрепятственного проезда, говорилось, что Карбонарий был на службе у царя 26 лет и
Грегор Воглар вернулся домой в марте 1716 года и спустя несколько дней тяжело заболел. Согласно завещанию, составленному доктором 21 марта 1716 года, его состояние было поделено между всеми родственниками, но основную часть (5000 гульденов) Воглар оставил родной деревне Накло на строительство водопровода.
Вы только представьте себе: водопровод в простой деревне в начале 18-го века!
СМЕРТЬ ВОГЛАРА
Грегор Воглар (Григорий Мартынович Карбонарий) — словенский врач и дипломат, личный врач Петра Первого, скончался 2 февраля 1717 года, не прожив на родине и года. Благодарные жители деревни на завещанные деньги построили водопровод, а в честь Грегора Воглара воздвигли в центре деревни часовню.
У вас есть вопросы или комментарии? Мы с удовольствием на них ответим!